Когда мы говорим об эволюции социально-экономических отношений (СЭО) людей, то первое о чем мы, на мой взгляд, должны говорить – это о человеке.
Человек – составная часть общества. Все, что есть в людях, есть в обществе. Верно и обратное. Если чего-то нет в людях, то этого нет и в обществе. Конечно, в крупных сообществах возникают эффекты, которые очень сложно извлечь из анализа поведения одного человека. Но и они, как я думаю, базируются на том, что уже есть в членах этих сообществ, но чего не видно на уровне одного индивида.
С точки зрения СЭО, нас в человеке интересует его поведение, образ жизни и действий. Именно сумма и комплекс поведений людей в конечном итоге составляет всю систему СЭО. Типовой образ действий людей, их типовая реакция на те или иные события, типовые формы их индивидуального и коллективного участия в общественной жизни и представляют собой культурную основу для социально-экономической формации (СЭФ).
СЭФ является интерпретацией существующей в обществе культуры на вопросы создания, распределения и использования ценности.
Таким образом, суть предлагаемого метода создания новой СЭФ – повлиять на образ жизни и поведения людей.
Поведение человека базируется на его образе мыслей, представлениях о правильных и неправильных действиях. Оно в большей своей части предопределено средой и существующими в ней стимулами. В общественном поведении человек ведет себя рационально, выбирая наилучшие методы, приводящие его к успеху. Но вот эта самая рациональность предопределена:
- Природой человека. Например, его природной склонностью считать ближний по времени раздражитель более значимым.
- Культурой, в которой воспитан человек.
Кстати, некоторые современные исследователи заявляют о наличии иррациональных начал в поведении участников экономической жизни. На мой взгляд, такая оценка связана с ограниченным понимание рациональности такими исследователями. При анализе поведения необходимо учитывать весь спектр оцениваемых человеком выгод и затрат, а не только то, что имеет экономическую, денежную оценка. Тогда всё встанет на свои места, и в такой системе координат человек будет вести себя рационально, выбирая лучшую альтернативу на основе того как он ее понимает.
Люди весьма разнообразны. Их можно классифицировать по бесчисленному количеству признаков: пол, возраст, имущество, социальная роль и т.п. Но у всех у них есть базовые природные качества, которые определяют их реакцию на внешние события. Эти базовые реакции предопределяют образ мыслей человека как продукт комбинации внешних раздражителей (культуры) и природы человека, природных предрасположенностей. В целом, мы можем сделать вывод, что поведение человека предопределено его культурным окружение. Каждый человек, попадая в то или иное окружение, реагирует на него и, извлекая опыт, развивает и формирует свое поведение.
Таким образом, налицо положительная обратная связь. Культура, единственными носителями которой являются люди, предопределяет образ мыслей, а значит и образ действий этих самых людей, что и формирует культуру.
Изменения в культуре могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние изменения, такие как, например, природные явления, не порождены культурой и текущими СЭО. (Хотя мы знаем, что влияние человека настолько велико, что и природные явления сегодня могут порождаться людьми).
Внутренние изменения – это изменения в самой среде, в самих отношениях. Эти изменения среды, по сути, представляют собой качественные изменения ситуации и условий жизни людей. Такие качественные изменения происходят через накопление критической суммы факторов изменений. Этот процесс хорошо описан в теории. Переход количества в качество и смена парадигм. Так происходит научно-технический прогресс, смена поколения, смена условий проживания и многое другое.
Именно так, по моему мнению, происходит эволюция социально-экономических отношений. Это сродни эволюционной адаптации, где изменения среды побуждают живую природу менять свой образ действий.
Это можно назвать социальной эволюцией, где изменение общественной среды ведет к изменению поведения людей, которое, в свою очередь, ведет к изменению общественной среды. И далее по циклу.
Таким образом, формируя метод перехода, метод общественной трансформации мы должны в первую очередь разрабатывать инструменты воздействия на культурную социально-экономическую среду. Правильно созданные условия и стимулы подтолкнут общество к совершенствованию своих правил и установленных порядков взаимодействия в нужном направлении. А нам нужно будет лишь вовремя корректировать те самые условия и стимулы в соответствии со стадией перехода.